За более чем пять лет существования креативное агентство Ad Once участвовало в различных тендерах, отечественных и зарубежных. Чтобы сохранить воспоминания про отечественные тендеры для своей книги мемуаров, я пробегусь по тендерам, в которых мы принимали участие когда-либо.
Открытый тендер на разработку чего-либо (идеи, дизайна, буклета).
Бюджет как правило небольшой или неизвестен, количество участников неизвестно и не имеет ограничений. Организаторы подобных тендеров не любят подписывать тендерных договоров с ответственностью за использование чужой интеллектуальной собственности. Часто они вообще не имеют как тендерных договоров, так и понятия о предмете тендера, чести и совести.
На первом году существования мы достаточно часто участвовали в подобных тендерах, но выигрыши были процентах в 10 случаев. Сейчас в бесплатных тендерах мы не участвуем. Иногда мы делаем исключение из этого правила для крупных международных брендов, но только в случае наличия свободного времени у сотрудников агентства и действительно интересного и многообещающего проекта в случае победы.
По моему личному опыту, победителей открытого тендера организаторы почти никогда не объявляют или утверждают что-то вроде: «Победила дружба!», активно использут присланные участниками идеи/дизайны. Зачастую нагло, а иногда пытаясь сделать из них «сливки» — т.е. заимствуя из одной идеи одно, из другой другое и перемешивая это в ужасающий воображение микс.
Ценовой тендер
Все желающие или только избранные присылают свои прайс-листы и коммерческие предложения, организатор выбирает по соотношению цена/качество/соответствие требуемым задачам. Удобная форма тендеров, т.к. требует от участников только написания коммерческого предложения + презентации на тему: «Как я провёл лето Почему я полезен организатору»
Закрытый платный тендер
Закрытый тендер — это приглашение на выполнение тестового задания от организатора с выплатой фиксированной суммы или 25-50% от стоимости оказанных в рамках тендера услуг. С условием работы по вашему прайсу при выигрыше. Или с заранее оговоренным тендерным бюджетом, который достаётся победителю. Количество участников ограничено (обычно не превышает 3-7 компаний). Вознаграждение всегда известно. Победитель объявляется.
Сейчас мы участвуем в подобных тендерах, не скажу чтобы очень часто, но около раза в месяц зовут. Выигрываем в 40% случаев, особенно когда в тендере много крутых сетевых агентств (тут имеет большое значение их лень и стоимость их работ).
Тендер на социальную рекламу, социальный проект
Количество участников неограничено. Участвуют все, кому не лень, в т.ч. фрилансеры, выиграть очень сложно, т.к. оценивают работы как правило непрофессионалы. Если посмотреть список жюри большинства подобных мероприятий — станет ясно, что там в принципе делать нечего. Половина списка чиновники и пенсионеры далёкие не только от рекламы, но и от чувства прекрасного вообще 🙂
Как правило в таких проектах выигрывают работы с прямыми слоганами и наглядной агитацией в стиле советских времён, вида: «Лучше сосок в помине нет, готов сосать до старости лет!» — 100 лет Московскому Заводу Резиновых Изделий.
Креативное агентство Ad Once периодически принимает участие в подобного рода увеселениях, и даже иногда выигрывает, получая дипломы и награды. Однако, на сегодняшний день мы слишком сосредоточены на работе с нашими контрактными клиентами, чтобы позволять себе полёт творческой фантазии без финансовой мотивации.
Как быть?
Попробую свести вместе некоторые переменные вышеуказанных формул, чтобы найти теоретическое решение и доказать, что теорема верна 🙂
Вероятность выигрыша в бесплатном российском тендере ничтожно мала. Нам это удавалось, но мы серьёзно готовились к каждому такому тендеру, собирали информацию об организаторе, заставляли его прислать нам тендерный договор, а в случае его отсутствия (такое тоже не редкость) — составляли свой и подписывали совместно. Вообще, если организатор тендера сам не знает, чего хочет — об этом говорит отсутствие чёткого технического задания или бриф, написанный школьниками, а также отсутствие у него тендерного договора — это повод насторожиться. Даже при наличии всех этих составляющих, далеко не факт, что ваша работа не будет использована организатором. Вы запросто можете об этом и не узнать. Опять же, в случае разработки креативной концепции у организатора всегда существует возможность изменить материал так, чтобы он имел незначительные отличия от оригинала и выдать его за свой.
На сегодня я вижу перспективы участия в подобных авантюрах только при условии, что бесплатный тендер является закрытым (т.е. ограниченное количество агентств попадают в него по приглашению) и права участников надежно защищены тендерным договором.
А т.к. бесплатные тендеры организуют в основном любители халявы, вышеуказанные условия не соблюдаются. Вот и участвуют в таких тендерах дизайн-студии «Я и моя правая рука», густо перемешанные с фрилансерами. Результаты мы все видим.
Ценовой тендер — самый быстрый для заказчика вариант определиться с подрядчиком. Конечно при условии, что у заказчика есть адекватный персонал, способный оценить качество работ в портфолио потенциальных подрядчиков и выбрать из них наиболее подходящих для решения имеющихся у заказчика задач. Он также не напрягает подрядчика — не приходится выполнять неоплачиваемую работу. Требуется только подготовить коммерческое предложение по брифу заказчика, да показать портфолио аналогичных работ.
Как правило, такие тендеры организуют экономные заказчики, которые ценят свое время и деньги, а также уважительно относятся ко времени подрядчиков. С моей точки зрения это наиболее честный и простой вариант тендера.
Закрытый тендер. Он, кстати, может быть и бесплатным. Например, компании SONY, HP, Ингосстрах, проводят закрытые бесплатные тендеры. Если честно — я не большой любитель бесплатных работ. Я всегда честно плачу по счетам и не люблю, когда мои сотрудники работают на кого-то бесплатно. Поэтому мы участвуем в подобных мероприятиях только при условии, что в тендерном договоре приписано обязательство заключения годового многомиллионного контракта. В остальных случаях, независимо от крутости бренда и его всеросиськости или международности, он будет послан в сад.
Закрытый платный тендер — это другое дело. Но платный тендер нужно заслужить. Вспоминаю первый платный тендер Ad Once — это был сценарий ТВ ролика для подсолнечного масла 🙂 Было это три года назад — страшно подумать. Сейчас мы объявляем стоимость участия сами — минимальная цена 3 000 наших условных единиц, в память о первом вознаграждении за участие в платном тендере. Верхний предел не имеет ограничений, т.к. зависит от трудо- времяёмкости работ и других условий организатора.
Тендер на социальную рекламу
Как я уже говорил, в большинстве случаев это уныло. Во-первых, потому что он однозначно бесплатен. Во-вторых, потому что среди судей не будет ни одного специалиста по рекламе и работы будут оцениваться не по эффективности, а по «вот эта весёленькая мне понравилась». В-третьих, оплаченные креативные концепции для серьёзных брендов позволяют делать гораздо более известные и долговечные вещи, чем то УГ, которым украсят три билборда ко дню победы.
Резюмируя сказанное выше — тендер в большинстве случаев означает, что заказчик не испытывает к вашей компании безграничного доверия и хочет устроить вам испытание. Это его право и если за свои желания он готов платить — смело участвуйте в тендере. Если же с самого начала начинается разговор — сначала вы нам сделайте, мы посмотрим, выберем, а потом уже подумаем, работать с вами или нет… советую подумать первыми.