Первое, на что обращаешь внимание, попав в Чехию — на пунктуальность. Она проявляется во всём.
Независимо от вида транспорта — он ходит по часам и минутам. Метро, трамвай, автобус и поезд — всё имеет расписание. Пользуясь расписанием вы можете просчитать свой маршрут (по Праге и не только) с точностью до минуты, при этом будьте уверены — ничего не отменят и ничто не опоздает. По российской привычке я заложил 20 минут «на всякий случай» — в итоге мы с женой торчали на остановке в ожидании автобуса ровно 20 минут :). Пробок в понимании москвичей не бывает вообще. Небольшие затруднения движения возможны только в конце рабочего дня, после 17.00, когда все трудящиеся офисов едут по домам. При движении в область «затруднением движения» считается невозможность двигаться со скоростью 100 км/ч.
Билетная система Пражской интегрированной системы перевозок была упрощена с момента моего предыдущего визита в Прагу, и теперь для проезда не требуется сложных подсчётов на логарифмической линейке. Раньше были билеты с пересадкой, без пересадок, нужно было задумываться о том, что покупать, как ехать. Сейчас билеты делятся только по времени пользования транспортом.
Об этом придётся рассказать подробнее. Для среднестатистического россиянина привычно платить фиксированную плату за проезд от остановки к остановке. В Чешской Республике такой подход встречается только на междугородних автобусах и поездах. В самой Праге билеты делятся на 30 минутные за 24 кроны и 1 час 30 минут за 32 кроны. Купленный билет компостируется при входе в автобус, трамвай или на территорию метрополитена (на входе нет привычных нам турникетов, стоят только компостеры). Компостер проставляет временной штамп и с этого момента вы можете перемещаться на любых видах транспорта до истечении времени действия билета. Это значит, что если у вас есть билет на 30 минут, вы можете проехать 10 минут на метро, 5 минут на трамвае и 15 минут на автобусе по одному этому билету.
Сначала для русских это кажется немного непривычным, но в сочетании с планированием своих маршрутов и времени — это необычайно удобно. Стоит ли говорить, что месячный абонемент на все виды транспорта перекрывает все ваши транспортные потребности Праге (включая поездки в аэропорт и фуникулёр на обзорную башню!). При этом его стоимость составляет 630 крон (на момент написания статьи это 1008 рублей).
Трамвай — самый удобный вид транспорта в Праге. И, по моим наблюдениям, самый популярный. Новые чешские трамваи (сильно сомневаюсь, что они построены при помощи нашего ММЗ, думаю тут уже работали люди с руками и головой) комфортабельны. Есть специальные места для инвалидов, для слепых с собаками-поводырями и для детей с колясками. Для инвалидов и детских колясок есть специальная платформа. Последние модели трамваев с низким дорожным просветом, что позволяет закатывать коляски прямо с бордюра.
Если вы планируете купить квартиру в Праге и при этом задумываетесь о существовании без машины — я советую отдать преимущество трамваю, нежели метро. Выбирайте квартиру недалеко от трамвайной остановки. Через 20-30 минут вы будете в центре города из любой его точки. Трамваи ходят в нормальном режиме (с разрывом не более 15 минут) до 0.00 — 1.00 ночи. После запускают специальные ночные маршруты, которые ходят с разрывом в полчаса, или 40 минут. В любом случае, с большинства трамвайных остановок можно уехать круглосуточно.
Метро. Пражское метро не такое шикарное, как московское. Однако, у него есть два очевидных плюса. Первый — на входе нет турникетов, только компостеры. Второй — электрички метро ходят по расписанию. Да, вечером, после 22.00 промежутки между поездами могут составлять 15 минут. Но вы всегда можете посмотреть во сколько будет следующий поезд. Вагоны комфортные. Есть специальные места для инвалидов, для слепых с собаками-поводырями и для детей с колясками. Занимать эти места моветон.
Автобусы. Ничем не отличаются от трамваев, кроме как увеличенным промежутком в расписании движения и большей дальностью действия. Например, на автобусе очень удобно ехать в аэропорт.
Междугородние автобусы. Практически все оснащены бортовыми туалетами. Также, если вы едете на большое (более 100 км) расстояние (например, по маршруту Прага-Чешский Крумлов) вас обязательно бесплатно напоят чаем/кофе/горячим шоколадом и предложат купить прохладительные и горячительные напитки по гуманным ценам. Билеты на междугородние автобусы можно покупать как на автовокзале, так и непосредственно у водителя.
Поезда. Сам я не имел личного опыта путешествия на поезде по Чешской Республике. Однако, знающие люди советуют брать билет первого класса, т.к. эконом равен нашей отечественной электричке при разнице в цене с 100 рублей. Билеты на пригородный поезд можно купить также непосредственно в поезде.
Очень удобно прокладывать и рассчитывать маршруты на специальном сайте, есть версия на английском языке. После того, как вы указываете все данные вам выдаётся полный маршрут с пересадками и временем движения пешком.
почта Чехии
Чешская почта работает замечательно. В принципе, как любая почта нормального государства. Сравнима с почтой Германии и Финляндии. Отправленный вечером конверт из конца в конец страны адресат получит не позднее следующего вечера. То же касается посылки. Стоимость посылок и писем — невысокая. Например, отправить простую посылку весом 500 грамм в Россию стоит 300 крон (480 рублей). При этом до Москвы она будет добираться около 50 дней. Из которых один, максимум два дня она будет идти по территории Чехии, а остальные выводы делайте сами :).
Почта Чешской Республики работает настолько хорошо, что конкурентов у неё практически нет. Если не считать небольшие частные компании, которые обслуживают офисы, доставляя срочную корреспонденцию по городу в течение 3 часов. Интернет-магазины поголовно пользуются услугами Чешской почты, отправляя свои товары посылками. Вопрос: «Может ли посылка или письмо потеряться?» вызывает недоумение как у работников почты, так и у рядовых граждан. Обычно переспрашивают:»Как это?» 🙂
В общем, с логистикой в Чешской Республике полный порядок. Перемещаться по стране и перемещать по ней небольшие грузы — одно удовольствие.