Я уже как-то писал про менеджеров по рекламе и про своё отношение к тем, кто работает на этих должностях. С тех пор прошло три года. Ничего существенно не изменилось. Ранее у меня были надежды, что рынок сам определит востребованность качественных специалистов в отрасли, просто потому, что иначе компания не сможет выжить. Я думал, что двигаясь в направлении, которое укажет посаженный на должность маркетолога (сразу после окончания мясо-молочного института) племянник генерального директора, компания будет терпеть убытки и ей придётся либо заменить маркетолога, либо найти ему адекватного помощника, либо умереть.
Но я должен признать, что ошибался. Дело в том, что я привык вести бизнес открыто и прозрачно, считая это единственным правильным путём развития компании. С начала существования креативного агентства Ad Once мы решили, что будем продавать наши услуги без каких-либо откатов и бонусов. И ни разу не жалели о принятом решении. Мы продавали и продаём отличный продукт, который высоко ценится нашими клиентами. Однако, многие крупнейшие компании РФ работают несколько иначе. При помощи несложных схем они получают деньги из государственного бюджета или от внешних инвесторов и распределяют их между «своими» подрядчиками. Так как основная задача маркетолога в этом случае не получить качественный продукт, а грамотно «освоить» бюджет, результат измеряется в нулях отката. На продукт никто не обращает серьёзного внимания. Все крупные ОАО обрастают «сервисными» компаниями как кит ракушками. И каждая сервисная компания подсасывает бюджеты из головной, оставляя себе «дольку» и передавая остальное людям, которые часто никак не связаны с головной компанией. По крайней мере, на бумаге. Мне встречались компании с 20-летним присутствием на рынке, у которых откаты практиковались внутри компании, между отделами и считались практически официальной нормой.
Возвращаясь к менеджерам по рекламе. Когда вы, приглашая креативное агентство в тендер на разработку календаря, говорите нашему бренд-менеджеру, что не можете выслать бендбук потому, что это закрытая коммерческая информация — просто закажите себе другие визитки. С должностью, например, курьер. Или, если у вас большие амбиции, напишите на ней что-то размытое, типа «вице-президент по развитию». И тогда я просто буду считать, что вы несёте чушь не потому, что вы имеете отклонения в развитии, а потому, что ваша должность не предполагает глубоких познаний в области рекламы. Если вы, обсуждая фирменный стиль вашей компании, вместо заполнения брифа говорите нашему креативному директору: «Просто посмотрите на меня и поймёте, какой нам нужен рестайлинг» — сходите в парикмахерскую и закажите себе рестайлинг вашей причёски. Потому, что компании, в которой вы работате, в данный момент не нужен качественный тендер или рестайлинг. Ей нужна хорошая кадровая чистка. Чтобы все уборщицы и курьеры занимались своим, безусловно, достойным уважения трудом, за свою, честно заработанную зарплату.
Знакомых менеджеров по рекламе, которые действительно достойны этой должности, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому не удивляйтесь, когда я смеюсь в трубку, после того, как вы представились. Я работаю в рекламе с 2005 года и перестал верить в существование менеджеров по рекламе. Представляйтесь лучше Дедом Морозом.