Наверное, одно из самых важных человеческих качеств — умение объединяться в коллективы. Вообще-то, это свойственно не только людям. Многие стайные и стадные млекопитающие создают некие подгруппы в общей группе и выказывают особое отношение членам этого сообщества. Однако только люди постоянно участвуют в процессе создания коллективов.
Коллективы создаются для упрощения обмена информацией. Она может быть совершенно любого рода. От «ты мне нравишься» до «я хочу у тебя научится» или «давай фанатеть от Баха вместе». Ну и конечно для более простых вещей. Например, чтобы выжить.
Человек может одновременно быть членом нескольких совершенно разных сообществ. Например, он может быть рыболовом-любителем, коллекционером марок, активным участником родительских собраний в школе, и быть единицей соответствующих сообществ — рыболовного клуба, сообщества филателистов и членом родительского комитета.
Человек легко увлекается идеей, если она ему близка. Вспомните, как легко вы становились участником сообщества: «Вы здесь не стояли», когда видели, как кто-то пытается пролезть в кассу магазина без очереди. Важно уметь использовать этот факт в повседневной жизни, активно взаимодействуя с окружающими и выявляя их интересы, а также анализируя насколько интересы окружающих совпадают с вашими.
Коллективы возникают не стихийно — всегда есть инициатор, коллективист. Человек, который первым поднимает флаг с надписью: «Новое сообщество здесь!». Человек, который первым делает шаг в общении с окружающим социумом. Более открытый, более уверенный в себе, чем окружающие. Далее процесс уже катится по нарастающей, как снежный ком с горы, вовлекая всё новых и новых участников в сообщество. Не важно, это сообщество «одного разговора в ожидании автобуса» или сообщество выживающих в экстремальных условиях.
Коллективы возникают и внутри коллективов, т.е. имеют некоторые уровни вложенности. Некоторые руководители считают, что это плохо. Почему-то такие коллективы часто расцениваются как некий заговор против корпоративного духа и компании. На самом же деле, коллективы внутри компании только укрепляют и сплачивают компанию в целом. Ведь это не замкнутые внутри себя люди, это те же сотрудники, только чуть более активно взаимодействующие друг с другом внутри своего мини-сообщества в компании. Как правило это приносит только пользу.
Одно из наиболее важных качеств руководителя — умение создавать коллективы. Это вовсе не означает заражать людей своей идеей. Скорее это означает умение определить (или создать) место максимальной концентрации людей, идеи которых схожи с твоими, а также правильно объяснить им, что вы мыслите на одной волне.
Чем проще идея, тем больший коллектив она соберёт, но тем менее надёжен он будет. Это может показаться странным, но на самом деле более сложные идеи рождают более тесные и сплочённые сообщества. Дело в том, что человек постоянно притягивается от одного коллектива к другому, подобно атому в процессе химической реакции. И если идея проста, связи между участниками сообщества могут быть нарушены их участием в других коллективах.
Например — я участник сообщества поклонников тяжелого рока. Однако, когда я знакомлюсь с другим участником и узнаю, что он является тупым типом, выражающим свои чувства только в виде ненормативной лексики, я теряю желание участвовать в обмене информацией с ним. Нам не о чем говорить, т.к. мне неприятно его слушать и мне уже всё равно, что нравится ему. Я присоединяюсь к коллективу противников мата.
Это говорит о том, что хороший коллектив состоит не только из общей идеи, но и из уважающих друг-друга участников примерно одного интеллектуального уровня.