Скоро 10 лет, как я работаю директором креативного агентства Ad Once и надо сказать, что это не первый мой опыт самостоятельного бизнеса. До этого мне удалось поработать порядка 8 лет в разных отраслях (фармацевтика, авторынок, IT) и в разных качествах, от наёмного работника до учредителя. Основываясь на своём опыте я могу сказать, что нигде не возникает таких проблем, которые возникают в графическом дизайне. Работа в креативном агентстве Ad Once научила меня многому, позволила экспериментировать и делать выводы о проблемах с которыми сталкиваются дизайн-студии и web-разработчики. Основной проблемой является непонимание механизмов бизнеса и самой услуги дизайна заказчиком. То есть, часто заказчик уверен, что рекламный дизайн это то, в чём он разбирается и может не только «подсказывать», но и напрямую диктовать исполнителю, что ему делать. При этом, заказчик или его представители зачастую не способны ответить на простые вопросы: «Что такое цветоделение?», «Что включает в себя правило 4P?», «Какие эмоции вызывает большой красный объект с точки зрения цветопсихологии?» и т.п.
То есть, проблемы возникают, когда заказчик не является профессионалом в маркетинге, не способен оценить качество дизайна (или иного результата работы) по портфолио и кейсам креативного агентства, поэтому он не испытывает к исполнителю доверия и пытается сделать всё сам. В этом смысле показателен диалог нашего менеджера проектов с одним из заказчиков в первые годы существования Ad Once:
Креативное агентство: Понимаете, те правки, которые Вы прислали нам полностью уничтожат продающие функции макета. Уменьшив продукт и описание его основных конкурентных преимуществ мы не сможем привлечь внимания потребителя, а изменив цвет на тот, который Вы просите, мы просто смешаемся с конкурентами.
Заказчик:Зачем Вы мне всё это рассказываете? Просто нарисуйте то, о чём я Вас попросила!
Конечно, сейчас мы отказываемся от подобных клиентов ещё на этапе переговоров. Серьёзно. Если наши сотрудники видят, что сотрудник заказчика является полным нулём в профессиональном уровне, то они могут встать из-за стола переговоров и уйти, посоветовав обратиться в другую компании. Потому, что невозможно сделать «то, не знаю что» для «того, не знаю кого». Ни в коем случае нельзя втягиваться в проект, результаты работ по которому будут оцениваться «на вкус» заказчика. Даже если вы заработаете деньги, времени вы потеряте гораздо больше. А на выходе получится то, что нельзя не только положить в портфолио, а даже в памяти хранить стыдно.
Хорошими маркерами неадекватности маркетолога являются такие фразы:
- — надо сделать, чтобы было красиво
- — нашему директору нравится лиловый, а его заму красный, сделайте чтобы им обоим понравилось
- — я показал макет жене/сыну/уборщице — им не понравилось
- — это нужно сделать вчера
Думаю, как дизайнер, вы сами можете дополнить этот набор приколами из своей коллекции.
Я выработал свой способ работы с клиентами, точно знают, что креативное агентство Ad Once не сможет без их помощи выполнить работу, но при этом почему-то упорно обращаются к нам и оплачивают наши услуги по прайсу, многократно превышающего месячную зарплату дизайнера, которому можно было бы выносить мозги анлимитед. Я шлю им ссылки на видео. Итак, раскрываю вам своё ноу-хау.
Если заказчик постоянно вмешивается в работу, не имеет чёткого плана и диктует что делать:
Если заказчик не знает, чего он хочет и с его стороны работают несколько непрофессионалов, которые дают противоречащие друг-другу комментарии:
Если заказчик задним числом навешивает работы, пытается сбить цену, или удивляется, почему нельзя сделать всё бесплатно:
Иногда это работает и люди, смеясь, присылают комментарии типа: «Понял, не буду вмешиваться, жду результатов». Иногда нет, но думаю, что в любом случае это как-то способствует их обучению и делает наш рекламный рынок лучше.