Пока французы восхищаются рекламными стратегиями британцев, многие россияне начинают задавать вопросы, почему у нас нет таких же интересных рекламных проектов. Как директор креативного агентства отвечу, что первая проблема — для реализации такого проекта нужен серьёзный бюджет. Основная масса потенциальных клиентов креативных агентств убеждена, что креативная концепция это нечто, придуманное за минуту обдолбанным копирайтером, поэтому стоить она должна недорого, а реализовываться ещё дешевле. Другая часть, которая понимает, что такое креативная концепция и готова платить за неё, как правило, принадлежит к корпоративному B2B сектору и не готова рисковать. Это вторая проблема. То есть, компания не может себе позволить сделать что-то яркое, чтобы не выделиться слишком сильно. А то, знаете, возникнет общественный резонанс и всё-такое… Помнится, мы предлагали как-то одной компании, которая производила машинные масла, сделать фотосессию с девушками, это масло на себя льющими. А затем, сделать календарь. Понятно, что он бы висел на стене каждого автосервиса и в кабине любого уважающего себя дальнобойщика. Но, увы, корпоративная этика не позволяет. На самом же деле это означает, что у компании всё в порядке с продажами и никаких креативных концепций ей не надо. Зачем они её заказывали? Ну… Это модно.
И тут мы приходим к третьему типу компаний, которые относятся к государственному сектору и получают финансирование оттуда. Их маркетологи иногда хотят чего-то креативного. Но зачем монополистам креатив — понять невозможно. Если вам принадлежат все телефонные линии страны или половина её нефтекачалок, то основной вашей задачей должен быть сервис клиентов, а не привлечение их внимания. Они достаточно привлечены ежемесячными квитанциями и счетами, которые вы присылаете.
Кроме финансовых и психологических проблем наших клиентов, есть и другая сторона — технические проблемы. Например, «летящего человека» у нас реализовать нельзя никак. ГИБДД повесит на организаторов штрафы за нарушение ПДД, это негабаритный предмет и на нём должен быть флажок. Да и самого промоутера могут привлечь по статье «Нарушение общественного порядка, хулиганство». Кроме того, у нас черезвычайно сложно арендовать высокотехнологичное оборудование недорого. Поэтому, для реализации технически сложных креативных идей его приходится покупать — это проще.
Именно поэтому в России мало ярких креативных концепций, реализованных в виде уличных перфомансов, стратегия которых ориентирована на массовый B2C пиар.