Очередной раз случается кризис и снова возникает всплеск запросов на низкобюджетную web-разработку. Компании стараются минимизировать затраты, ищут альтернативные способы продвижения и продажи своих услуг/продуктов и обращаются в креативное агентство Ad Once с запросами на разработку сайта. Однако, мы не делаем низкобюджетных сайтов. Но не потому, что нам не нужны деньги от сотен несложных проектов. А потому, что в течение 10 лет мы трудились над своей репутацией, предлагая нашим заказчикам идеи, которые работают. То есть, эффективные решения для бизнеса. Разработка сайта в момент, когда компания погружена в кризис и находится в глубоком убытке — решение неэффективновное. Во всяком случае, его точно нельзя использовать как панацею от всех кризисных проблем. Объясню почему.
кто виноват?
Если компания приняла решение сделать сайт для того, чтобы перенести бизнес из оффлайна в онлайн и съэкономить на расходах в кризисный период, она не имеет представления о самой сути электронной коммерции сегодня. Такой клиент живёт реалиями 2000-го года, когда «сначала дело не шло, но я сделал сайт и попёрло!» Это было возможно. Когда-то, когда весь Рунет состоял из 10 000 сайтов, 90% из которых были развлекательной тематики и только 10% о бизнесе и продажах, можно было сделать интернет-магазин и вся аудитория Рунета оказывалась в нём. И было неважно качество навигации, контента, фотографий продукции — достаточно того, что была кнопка «купить» и курьерская доставка в течение 3-х дней. На низконкурентном рынке этого было достаточно, аудитория не видела альтернатив, а большую часть своих клиентов сайт получал за счёт «сарафанного радио» от тех, кто уже воспользовался услугами. В настоящее время этот подход не работает — что бы вы не сделали, почти всегда найдётся конкурент, который уже сделал это лучше, быстрее, качественнее с технической точки зрения.
что делать?
Первое, что нужно понять — ввязываться в web-разработку без полного понимания дальнейшего жизненного цикла вашего сайта означает обречь себя на убытки. Перед тем, как вы решите сделать сайт паровозом вашего бизнеса, вы должны подумать о том, каким образом он будет работать на продажи, как вы привлечёте клиентов на сайт, как клиенты с сайта придут к вам в компанию. Кто и как будет наполнять этот сайт информацией, насколько часто, будет ли сайт развиваться дальше технически (функционалом) или логически (количеством разделов), кто его будет поддерживать и сопровождать.
Отсюда становится ясно, что в рамках стратегии развития бизнеса в интернет нужно предусмотреть несколько бюджетов.
бюджет бизнеса в интернет
- Анализ рыночной ситуации (исследование конкурентной среды, аналитика рекламных кампаний конкурентов и их деятельности в web)
- Разработка (проектирование, дизайн, вёрстка, программирование, тестирование, запуск)
- Контент-менеджмент (наполнение сайта текстами и фото, их дальнейшее написание и размещение согласно стратегии развития проекта)
- Продвижение (SEO, контекстная реклама в поисковиках, SMM, баннеры, PR)
- Техническая поддержка
В случае, если речь идёт о крупной корпорации, возможно использование внутренних ресурсов для их перепрофилирования и минимизации затрат по некоторым из вышеуказанных пунктов, однако как правило, крупные корпорации не оказываются в эпицентре кризиса без сайта и соответствующих отделов его поддержки. Если же вы делаете сайт с нуля для небольшой компании, вам необходимо серьёзно задуматься о его предназначении.
Одно дело, если это будет сайт-визитка, адрес которого можно раздать оффлайн клиентам, чтобы они получили некую дополнительную информацию (например, схему проезда, часы работы и контактные телефоны отделов) или решили задачу (смогли рассчитать себе стоимость услуг, доставки, посмотреть продукт в каталоге). И совсем другое (в том числе и в финансовом отношении), если вы планируете получать клиентов с сайта. Тут нужно серьёзно думать о бюджетах на продвижение и способах привлечения трафика на сайт.
Уверенность в том, что сайт, наполненный качественным товаром по низкой цене будет сам привлекать клиентов и увеличивать продажи, стоила жизни многим компаниям на отечественном рынке.
Я видел много сайтов, брошенных владельцами на различных стадиях их жизненного цикла именно потому, что они так и не преодолели этап «бизнес-идеи». То есть, явились реализацией замысла их инициаторов только потому, что «нам показалось, это сработает, ведь это круто!» или «другого варианта у покупателя не будет, веть наш товар самый дешёвый при наилучшем качестве!».
резюме
Итак, если вы решили сделать сайт в качестве крайней антикризисной меры, когда все ресурсы вашей компании уже истощены и спасти её может только чудо, я вынужден вас огорчить, чуда не случится! Случится ещё одна минусовая статья, которая может оказаться разовым убытком, а может продолжать разрастаться (например, если вы арендуете выделенный сервер для своего малопосещаемого проекта).
Единственный способ избежать этой проблемы — разработать стратегию вашего бизнеса в интернет. Вы должны чётко понимать для чего создаётся сайт, как он будет развиваться далее, что он даст аудитории и как она будет привлечена на сайт. А также затраты и доходы от его жизненных циклов. Только в этом случае ваш сайт станет действительно серьёзным и управляемым бизнес-проектом со своими расходами и прибылью.
Если после прочтения статьи у вас появились вопросы, не стесняйтесь связаться со мной. Не могу гарантировать оперативной реакции, но обязательно отвечу.