Несколько лет назад я и креативный директор нашего креативного агентства Ad Once (да, вот такая должность — креативный директор креативного агентства и никак не сократишь ведь) Марина Романова, сидели в переговорке московского офиса MicroSoft и беседовали с руководством отдела маркетинга этой компании. В то время XP была почти списана со счетов и, хотя ещё продавалась, её уже вовсю теснила Windows 7. Говорили о многом. Нашли общих знакомых, поговорили о продуктах MS. Я рассказал старый сисадминский анекдот про MS SQL Server, который сотрудники MS встретили сдержанными улыбками:
Есть MySQL — бесплатный, заводится на любой железяке, правда ковыряешься постоянно сам, но всё работает.
Есть Oracle — дорогой, привозят специальный шкаф с кучей серверов, специальные люди настраивают его и всё работает.
Есть MS SQL — дорогой, привозят специальный шкаф с кучей серверов, специальные люди настраивают его, ковыряешься постоянно сам и ничего не работает. 🙂
В тот момент у них была задача замкнуть все продукты (Skype, Lync, SQL и прочую петрушку) в единый пакет и предлагать их как набор решений для бизнеса. Нехитрая концепция, но, в принципе, при хороших продуктах она могла быть жизнеспособной. В итоге, мы посмотрели их презентации на техническом английском, они посмотрели наши предложения на рекламном русском и ничего определённого не ответили. Переписка сама собой сошла на нет. И, если честно, у меня не было желания её реанимировать. Просто потому, что сложно продать заведомо ущербный товар. Точнее, при наличии бюджета можно всё. Но принесёт ли это пользу и долгосрочную выгоду как рекламодателю, так и исполнителю?
Когда мы говорили о продуктах MS, я сказал честно, что им нужно заниматься не рекламой, а исправлением своих ошибок в интерфейсе Windows 7. Тогда продажи не надо будет стимулировать, не надо будет придумывать никаких бизнес-пакетов. Если пользователю удобно — он будет покупать софт. Если нет — искать альтернативу. Мне довелось поработать с разными операционными системами. Я застал ещё OS/2 и Novell Netware. Первая операционная система от MicroSoft с которой я работал, была 3.11. Я наблюдал всю линейку их ОС, и считаю, что лучше Windows 2000 они не сделали ничего. Это была лёгкая, надёжная и быстрая ОС. Всё остальное — свистелки и свиристелки, которые только утяжеляли интерфейс и ухудшали производительность ОС. Windows XP была неплохой, достаточно стабильной, но в ней уже отмечался дизайн панелей управления и прочая лабуда, которую приходилось выковыривать (но ещё можно было убрать средствами системы). Провальная Vista была холодно встречена пользователями не из-за своей глюкавости, а из-за того, что удобство интерфейса стали заменять ненужными большинству пользователей новшествами.
Windows 7 понравилась в плане отказоустойчивости. Но её интерфейс был обезображен так, что работать с ней без сторонних улучшателей, типа Classic Shell, было невозможно. Поняв, что MS решила окончательно угробить навигацию я перешёл на Linux Mint с MATE на борту. Как и ожидалось, в Windows 8 работы над ошибками сделано не было. Выбрав политику одной операционной системы ребята из Редмонда загнали себя в угол. Интерфейс METRO, который на некоторое время даже стал трендом web-дизайна, оказался не самым удобным решением для людей, вооружённых мышкой. Несмотря на волну негатива со стороны простых пользователей и экспертов, MS не выпустила патч, способный облагородить интерфейс. В 8.1 пользователю лишь милостиво разрешили отключить часть свистелок.
Сегодня я потратил 4 часа, чтобы сделать из Windows 8.1 более-менее удобную для пользователя операционную систему. Туда были поставлены сторонние программы, почищен реестр. В итоге, получилось какое-то подобие старого доброго интерфейса, но выглядит он так, как-будто бронёй прикрыли конфети. И, глядя на то, что вышло, мне не приходит на ум ничего кроме старой фразы, которая всегда была слоганом матёрых айтишников: «Windows must die!»