После моей публикации с раскрытием секрета полишинеля нового логотипа Якитории, который был разработан в Студии Артемия Лебедева, в рекламном сообществе началось бурление. Ну, во-первых, кинуть грязью в ведущего дизайнера страны, желает каждый офисный недодизайнер. Во-вторых, рынку катастрофически недостаёт профессиональной информации, а копирайтеры отраслевых ресурсов, очевидно, не желают потратить своё время, чтобы эту самую информацию написать. Да ещё написать так, чтобы было интересно читать. Среди них более всего я скорблю про adme.ru, который из качественного отраслевого ресурса превратился в блог весёлой школьницы. Ну, в общем, оно понятно — деньги надо зарабатывать.
Sostav.ru опубликовал мой отзыв про логотип с указанием на меня и, заодно задал вопрос разработчику логотипа MANAMI. Неприятно удивил AdIndex.ru, тупо передрав новость у Sostav.ru через несколько дней, они просто отрерайтили текст и удалили все ссылки на источники информации. После этого статья в моём блоге побила рекорд по количеству комментариев. Большинство читателей разделило мою позицию. В этом ничего удивительного нет, я ничего не придумал, объективно показал то, что есть на самом деле и высказал своё мнение. Были и другие, которые писали мне (орфография сохранена):
Да ты … посмотри для начала на свой понос который ты производишь
прежде чем писать в своем поганом никому не нужным блоге про логотип Якитории
Кем ты себя возомнил ты жертва аборта. Тебе даже смелости не хватит ответить на это письмо кусок дерьма.
Но после обстоятельного ответа на такие письма, с указанием брендов в портфолио креативного агентства Ad Once и упоминанием того, что я являюсь директором этого агентства вот уже 9 лет, люди меняли тон и затихали. Кстати, примечательно, что извиниться ни у кого смелости не хватило. В таких случаях я думаю, что может быть родители с детства обращались к ним в такой манере и подобные обращения они считают нормальными. Нельзя осуждать таких людей, им нужно сочувствовать.
Сейчас фанаты Студии Артемия Лебедева, ликуйте, я буду хвалить ваших фаворитов. Ещё раз замечу, что я всегда разделяю Артемия Лебедева, к которому отношусь с большим уважением и его студию, которая является коммерческим проектом и последнее время даёт всё больше поводов для веселья. Я никогда не поддерживал всякие колкие комментарии в стиле: «Артём Татьяныч совсем оборзел, Тёма офигевший, Тёма сделал очередной отстой» — во-первых, это показывает собственную ничтожность комментатора, мозгов которого не хватает на осознание того, что Лебедев лично руками ничего не делает, во-вторых, отзываться негативно о человеке, который тебе ничего плохого не сделал, это некрасиво. Да и с тем, кто сделал что-то плохое, тоже неконструктивно переходить на личности. Поэтому, если вы считаете себя профессионалами дизайна и хотите заслужить уважение в отрасли, придерживайтесь профессиональной этики.
Итак, депутат Справедливой России решил предъявить претензию метрополитену, за миллиарды потраченные на рестайлинг логотипа метрополитена в Студии Артемия Лебедева. На что чиновники метрополитена ответили: «Стоимость ребрендинга логотипа Московского метрополитена имени В.И. Ленина в Студии Артемия Лебедева составила … один рубль».
Депутат Справедливой России, Михаил Сердюк, просит предоставить информацию, все изучить, и, если есть повод, принять меры прокурорского реагирования, объяснил депутат в интервью Би-би-си.
Что касается лично Артемия Лебедева и его студии, у Сердюка к нему претензий нет. Он считает, что Лебедев «порой создает вещи», которые превосходят аналоги конкурентов».
О чём это говорит нам, рекламщикам? О дальновидности Студии Артемия Лебедева. С самого начала своего существования студия делала упор на PR. Он был и остаётся основным элементом рекламной стратегии студии. Наиболее памятны мне скандалы с Nokia, скандал с Аэрофлотом, а недавно Артемий сам пошёл в атаку, подал в суд и требует 2 копейки компенсации от НТВ.
PR-кампания, которую ведёт Студия Артемия Лебедева, привела к тому, что любой крупный заказчик, который хочет получить не только дизайн (его он может за 10 000 рублей заказать у фрилансера), но и мощный пиар, обращается в первую очередь к ним. Потому, что в нашей отрасли нет более популярных тем, чем «очередной скандал Студии Артемия Лебедева» или «очередной проект, сданный Студией Артемия Лебедева». И заказчик понимает, что даже если студия сделает полный отстой, он получит такую цитируемость, какую не даст ни одна рекламная кампания.
Кроме пиара через скандалы, стратегия студии состоит в том, чтобы использовать свою известность и позицию лидера отрасли для предложения различных усовершенствований и ребрендингов. Ребрендинг метрополитена (кстати, с моей точки зрения, сделанный очень грамотно) — это всего лишь один из эпизодов, в которых Студия Артемия Лебедева, разработка сайта в которой два года назад стоила не менее 2 млн. рублей, работала бесплатно. Студия Артемия Ледева делает массу бесплатных работ. Но эти работы приносят отличные PR результаты.
А вам кто мешает?